«Мгновения жизни»

«Мгновения жизни»

Литературно-музыкальная композиция

Оформление зала: на сцене рядом с портретом Мустая Карима — алые гроздья рябины, золотые березки, на полу желто-багряные осенние листья. По стенам зала развешаны плакаты со стихами, литературная газета, на стенде — выставка книг поэта.

Звучит мелодия курая, и под его звук читается стихотворение «Думы»:

На свет явился не пришельцем я,

По большаку не брел я в полной мгле,

Пристанища себе не находя…

Нет, странником я не был на земле!..

Ведущий.Иоганн Вольфганг Гете сказал: чтобы понять поэта, надо увидеть его родину. Родина Карима — это аул Кляш Чишминского района. Улицы его, то стремительно взбегают на крутой холм, то сходятся у колодца, то спешат к околицам, распахнутым в степь. А над всем этим: над домами и огородами, над пятнистыми коврами полей — висит ослепительно-голубое небо да звенит песня жаворонка…

Ведущий.Мустай Карим родился в 1919 году, когда Красная Армия завершила освобождение Башкирии от белогвардейцев. Учился он здесь же в обычной школе. В большом роду Каримовых Мустай был вторым грамотным человеком. Первым научился читать по слогам и кое-как расписываться его старший брат Муртаза. До него же Каримовы, как и все кляшевцы, были неграмотны. «Вместо подписи ставили тамгу, похожую не то на вилы, не то на куриную лапу. Это тамга была у нас вроде родового герба», — писал позднее поэт.

Чтец. Стихотворение «Мое рождение».

Чтец.Стихотворение «Так начинается жизнь».

Ведущий.С детских лет у него появилось неудержимое желание писать. «Первое, что я заметил в классе, на стенах были разные лозунги и изречения великих людей, под которыми в скобках стояли их имена. Лозунги мне понравились. Придя, домой, я взял старые газетные листы и, обмакнув палочку в чернила, начал сочинять собственные лозунги. В них я призывал наших соседей, которые вечно ссорились, к миру, уличал одноклассника Хамаджана в воровстве красного карандаша у учительницы. Не лозунги сами по себе нравились мне, а нравилась моя подпись внизу в скобках. Мои «шедевры» я развешивал по стенам».

Ведущий.Потом Мустафа стал записывать стихи. Именно записывать, а не писать. Это казалось так просто — протяни руку за карандашом и бумагой, занеси в тетрадь все, что роится в голове. Неважно, о чем будут эти строки. Ну, хоть бы о том, как вместе со всеми гонишь купать лошадей в озере Ак-Манай. А может, написать про то, как хорошо лежать на теплой земле, вдыхать запахи трав, следить за неторопливыми облаками? Куда плывут они? Это, конечно, были еще не стихи, а лишь первые звуки окружающего мира.

Но они пробуждали в мальчике какое-то неясное стремление и помогли составить первые строки.

Чтец.   Стихотворение «Я белый лист кладу перед собой».

Ведущий.В 1935 году Мустафа приехал в Уфу учиться. У него уже были добрые знакомые и в детской, и в молодежной газете. Особенно сердечно отнесся к нему Баязит Бикбай. Мустафа подал заявление в Башкирский педагогический рабфак. На рабфаке он, наверное, впервые в жизни понял, как много значит рука друга. Она не всегда добрая, часто бывает жесткой, но всегда из нее идут токи, нужные нашему сердцу.

Чтец.Стихотворение «Радость поэта».

Чтец.Стихотворение «Другу».

Ведущий. В 1938 году Мустафа Каримов выпустил первую книжку стихов «Отряд тронулся». В своем большинстве это ученические стихи.

Чтец.   Стихотворение «Комсомольский билет»

Ведущий. Вышло так, что за четыре года вперед поэт рассказал, что произойдет с ним. В 1942г. осколок немецкой мины пробил комсомольский билет Мустая Карима. Всю жизнь поэт бережно хранил свой комсомольский билет.

Ведущий.  В 1940 году вышел еще один сборник «Весенние голоса». Всем стало ясно: в башкирской поэзии появился еще один запевала. «Я думы сердца в песню перелью», — писал поэт и этой декларации остался верным на всю жизнь. Для разговора с читателем — задушевного, серьезного, шутливого, у поэта настежь распахнулась душа. Поэзия его добра, благородна, человечна и естественна, — он учился ей у колыбельной песни Старшей Матери. Пробным камнем его лирики становится любовь и природа. Он стремился говорить с читателем задушевно, делиться с ним радостью бытия, счастьем каждодневного узнавания прекрасного, окружающего нас.

Чтец.   Стихотворение «Молод был я, гордый, словно беркут».

Ведущий.Великая Отечественная война изменила судьбу поэта. Он был направлен на учебу в Муромское училище связи. Весной 1942 г. он уже оказался на фронте в должности начальника связи противотанкового артиллерийского дивизиона. Так что Мустафа из училища попал в самое пекло войны.

Чтец.Стихотворение «Я ухожу на фронт».

Ведущий.Передний край… Именно с переднего края пришли небывалые по силе стихи. Война стала школой для Мустая Карима, так же, как и для других. Фронтовая поэзия помогала приподнять голову, даже под пулеметной вьюгой увидеть солнце. Мустай Карим избегал описывать поле боя, атаки, огневые дуэли. Его внимание приковано скорее не к поступкам, а к чувствам и мыслям солдата в часы его раздумий: «а что у солдата сейчас на душе». В стихах военных лет живут запахи цветов, шорохи трав, руки матерей, плавные танцы башкирских девушек.

Башкирский танец «Шәл бәйләнем».

Ведущий.Воспоминания о Башкирии проходят как сквозная и наиболее яркая тема почти через все фронтовые стихи поэта. Столь же проникновенно пишет он про любовь к женщине. Любовь живет в солдатском сердце, ее не в состоянии заглушить «орудий грохот». Но всегда его стихи о любимой — одновременно стихи и о матери, и о Родине.

Чтец.Стихотворение «Она была со мною рядом».

Ведущий.Война всегда жестока. Мустаю Кариму тоже приходилось попадать в разные переделки. Но он нигде не забывал, что он поэт. Полковник запаса Михаил Локшин, работавший в газете 3-го Украинского фронта, рассказал эпизод, который показывает, что он уже стал настоящим поэтом.

«Однажды Мустай и Локшин вместе с передовым подразделением вошли в только, что освобожденное село. Правда, в освобожденное наполовину. На другом конце все еще держались немцы. Друзьям-газетчикам удалось проскочить в одну из хат. Она была забита до отказа: тут сидели, лежали, стояли стрелки, разведчики, связисты, раненые. Глинобитные стены хаты нервно подрагивали, и вдруг хата закачалась. Это забили немецкие пушки и минометы. Казалось, вот она, мина, летит прямо на нас. У хозяйки заплакал ребенок, кто-то не мог зажечь спичку. Нервное напряжение достигло высшего накала. И вдруг Локшин попросил:

— Мустай, почитай стихи.

И он начал читать. И война перестала для всех существовать, она была далеко-далеко. Хотя никто ничего не понимал, ведь читал он по-башкирски, но мелодичность языка захватила всех. Потом поэт попытался перевести стихи, но этого было не нужно. Перед тем как ступить за порог, они с благодарностью пожимали Мустаю руки».

Чтец.Стих. На башкирском языке.

Ведущий.Вот и закончилась война. Возвращались солдаты домой. С вокзала жена Рауза и брат Галимзян вынуждены были, чуть ли не на руках нести Мустая. «С войны я вернулся с двумя книгами стихов, двумя ранениями, безмерно влюбленный в землю и людей и безнадежно больной туберкулезом», — запишет в автобиографии Мустай Карим.

Чтец. Стих. «Здравствуй — говорят цве­ты».

Ведущий.Впервые дни возвращения из армии Мустай не часто уходил на Дему. Для этого нужно было пройти через весь аул: не было сил. Но куда уйти от дум? Болезнь отняла у него многое, но она не могла сбить его с тех позиций, которые он отстаивал на переднем крае, будучи офицером, и которые не изменились, когда его единственным оружием осталось перо. Но у него были друзья, которые помогли ему побороть болезнь, не сдаться. Он стал народным поэтом, песни которого как ручеек побежали из дома в дом.

Чтец.Стих. «У меня будет 40 неотложных дел».

Ведущий.А скоро ручеек превратился в бурную реку. Из-под пера поэта полилась проза и драматургия. Наступило время осмысления пережитого, осмысления истории своего народа. Трагедии «Салават», «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей» как нельзя лучше передаю нам героическую и трагическую историю башкирского народа. В них наиболее полно воплотился нравственный, этнический идеал драматурга, поэта. Но истинные открытия Мустай Карим сделал в исследовании проблемы род — личность, народ — личность, человечество — личность. «Историю невозможно ни проклинать, ни благодарить — она к нам глуха. Из нее извлекают только уроки», — заметил однажды Мустай Карим. Уроки истории, обычаи предков, почитаемые в качестве закона, позволяющие удерживать людей в узде — вот что становится узлом его трагедий».

Чтец.Отрывок «Ах, это рабство…»

Ведущий.А проза Мустая Карима — это лирические повести «Долгое-долгое детство», «Помилование», «Деревенские адвокаты». Родная природа, люди, их обычаи и нравы, народное творчество «созидают личность, духовный мир главного героя повести «Долгое-долгое детство». А эмоциональный узел повести стянут по времени главного испытания человечества — его борьба с фашизмом. Автобиографический герой, лежащий раненый на поле боя, начинает понимать смысл извечной борьбы света и тьмы, жизни и смерти.

Чтец.Отрывок из повести: «И в это смертное, в это светлое утро они сошлись в моей душе — крик первый и крик прощальный. Я понял тогда, почему у реки два берега. Потому что как два берега держат течение вод, так и между двух берегов течет сама Замана – Время: один берег — небытие, другой — вечность. А человек кладет на это жизнь — пытается соединить два берега: из дерева, камня, железа, из мысли и мечты строит он мост. Уносят мост половодья, крушат ураганы. Человек гибнет, рождается и вновь принимается за свое извечное дело: строить мост. Потому что всегда в его сердце живут два крика».

Ведущий.Да течет река жизни. А в центре его – человек со своими бедами, радостями, печалями, грехами, победами. Поскольку все это и есть жизнь.

Чтец.Стихотворение «Мне сон приснился страшный».

Чтец.Стихотворение «Повезло».   

Ведущий.Башкирский писатель Газим Шафиков писал о Мустае Кариме: «Это поэт, тонко понимающий, что такое зло и добро, любовь и ненависть. По его произведениям можно и должно жить. Он оставил нам свои книги, равные библейским заветам, и поэтому мы должны учиться у этих книг».