«Влияние башкирской народной музыки на поэтическое творчество Мустая Карима»

«Влияние башкирской народной музыки на поэтическое творчество
Мустая Карима»
Литературно-музыкальная композиция

Оформление зала:
1) В фойе – стенд с портретом поэта, стихами и статьей о жизни и творчестве;
2) В читальном зале – книжная выставка «Страна Мустая» на башкирском и русском языках.
Действующие лица:
Ведущие: 1 – говорит о литературном творчестве;
2 – говорит о музыке.
Чтецы: 1; 2.
Библиотекарь.
Гость.
Ведущий 1: Дорогие ребята, сегодня у нас с Вами очередная встреча. И поскольку Вы пришли в библиотеку, то сразу догадались, что речь пойдет о книге, писателе или поэте.
Начнём со стихов:
Чтец 1:
«О березовом листе»
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия,
С березовый листок величиной.
Всего лишь на всего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
Я с детства так люблю –
Твой сын –
И гордость гор, и красоту долин,
И золото земли,
И серебристость вод,
Но всех дороже мне
Родной народ!
Ведущий 1: Как Вы думаете, кому принадлежат эти слова?
Услышав эти стихи, многие из Вас узнали автора – Мустая Карима. 20 октября исполняется 95 лет со дня его рождения. Лауреат Ленинской премии народный поэт Республики Башкортостан Мустафа Сафич Каримов родился в 1919году в селе Кляш Чишминского района. Примечательные слова имеются в его стихотворении «Мое рождение»
Чтец 1:
В ту минуту судьба начиналась моя,
Открывалось дороги начало.
Той единственной ночью родная земля
Голос мой в первый раз услыхала.
Только это не плач мой под небо взвился
И разнесся по белому свету:
Просто всех известил я, что я родился, —
Пусть вселенная знает об этом!
Ведущий 1: Теперь уже мир знает о том, что Мустай Карим родился в многолюдной семье, где еще очень ощутимы были родовые устои. После окончания семи классов Мустай уезжает в Уфу:
Чтец 1:
Я уходил из аула
С котомкой за спиной –
Маленькая котомка
Да море надежд со мной
Вьется, бежит дорога
За горы, вдаль маня,
Туда, где мир необъятный,
Наверное, ждет меня.
Поэт заканчивает факультет языка и литературы Башкирского Государственного Университета. Стихи он начал писать в середине 30-х годов. В 1938г. Вышла в свет его первая книга, вторая в 1941г.
С первых дней Великой Отечественной войны М.Карим был на фронте.
Чтец 1: «Вера»
В день вашей свадьбы грянула война,
И, наскоро простясь, пошел он в бой,-
Тебе, оставив только гору горя,
Но и надежд твоих, не взяв с собой.
И ты ждала, и верила, и знала:
Уходит ночь – и будет вновь светло.
Два раза
Весть о смерти получала,
На третий раз
Ты встретила его.
Ведущий 1: Служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был ранен, после излечения работал корреспондентом фронтовых газет. Тема Великой Отечественной войны Красной нитью прошла через все его творчество.
После войны он всецело посвятил себя творческой и общественной деятельности. Он относится к той плеяде писателей, которые внесли весомый вклад в золотой фонд нашей литературы. Поэзия, проза, драматургия – это все подвластно его могучему таланту.
Пьесы автора многообразны по жанру, это драмы: «Страна Айгуль», «Пеший Махмуд», трагедии «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!», комедия «Похищение девушки». Они вошли в золотой фонд башкирской драматургии.
Например, пьеса «В ночь лунного затмения» не сходит со сцен театров до сих пор. Он писал для детей и юношества, это «Радость нашего дома», «Таганок», автобиографическая повесть «Долгое-долгое детство». Повесть «Помилование» — это история короткой романтической любви, обернувшейся трагедией.
В 2005 году Мустая Карима не стало.
Чтец 1:
Пусть друзья соберутся ко мне…
Пусть я буду капризным — единственный раз:
Прикажу, чтоб туда, где курган в облаках,
Не вели, не везли, а несли на руках…
Ведущий 1: Мустая Карима можно назвать брендом башкирской литературы. Замечательная лирика Мустая Карима отличается высоким накалом чувств, лиричностью. И вы поймете это, прочитав его стихи: «Цветы на камне», «Мой край, возлюбленный навеки…», цикл стихов «Европа-Азия».
Огромное влияние на его лиричность в поэзии оказала башкирская народная музыка.
Ведущий 2: Народное музыкально-поэтическое творчество – основа музыкальной культуры каждого народа. Оно – неиссякаемый источник мудрости, питающий поэтов и композиторов. Мы хотим представить, пусть всего только несколькими образами, известные формы и жанры башкирской народной музыки, которую слушал Мустай Карим, которая ярко отразилась на его поэтическом таланте.
В башкирской народной музыке глубокие связи с нашей замечательной природой.
Чтец 2: «Весенние голоса»
Ведущий 2: Любовная лирика была широко отражена в творчестве поэта, также ярко она выражена в башкирской народной музыке.
Чтец 2: «Марьям»
Звучит народная мелодия «Лесная девушка», исполнение на домре.
Ведущий 2: Любовью к жизни пронизано его стихотворение:
Чтец 2: «Белый конь путем оледенелым»
Ведущий 2: Так же жизнеутверждающе звучит мелодия «Янгали» в обработке С. Фатхетдинова.
Сколько юмора в стихах «Сабантуй». Также задорны и частушки Такмак, исполненные на кларнете.
Значительное место в песенном и поэтическом творчестве занимает лирическая музыка: исполняется мелодия «Гайша».
В лирической музыке раскрывается глубина духовного мира человека, философское размышление о жизни. Звучит башкирская мелодия «Зарифа».
И профессиональные башкирские композиторы работали с Мустаем Каримом. Загиром Исмагиловым на либретто поэта была написана опера «Волны Агидели», кантата «Я – Россиянин», симфоническая поэма «Бессмертие».
Нуриманом Сабитовым была создана музыка для балета «Страна Айгуль», по мотивам драмы народного поэта Башкирии Мустая Карима. Создан цикл романсов «Гляжу в глаза». К его поэме «Черные воды» обратился, и композитор Салават Низаметдинов, создав одноименную оперу.
Загир Исмагилов, с которым Мустая Карима связывала долгая творческая дружба, писал о нем: «Только тем, кто носит в своей душе аромат народной земли, присуще подлинное творческое горение, только они могут зажигать других».
Ведущий 1: Мы продолжим рассказ о литературном направлении в творчестве великого поэта. Обзор новинок литературы
В своей книге «Притча о трёх братьях» Мустай Карим говорит о том, что он пишет о своем народе и для своего народа. Имя Мустая Карима известно и близко каждому в нашей республике. Его книги есть во многих домашних библиотеках, и нет ни одной общественной библиотеки без книг с его именем.
Творчество его многогранно: на полках нашей библиотеки небольшие толики стихотворений стоят рядом с повестями и рассказами, драмами и комедиями, публицистическими статьями.
Серьезное литературное творчество началось с 1936г. В 1938г. издана первая поэтическая книга. Вторая книга «Весенние голоса» издана в 1941г. И первая поэма «Незнакомый гость» была написана в 1940 году. Эти и многие другие стихотворения вошли в сборник стихов «Жду вестей», представленный на нашей книжной выставке, посвященной Мустаю Кариму.
Биография Мустая Карима — поэта неотделима от биографии М. Карима-фронтовика. Как и сотни тысяч его сверстников, Мустай Карим прошел суровую школу Великой Отечественной войны. Безграничная любовь к своей отчизне, мужество и самоотверженность советских воинов, с которым М.Карим прошел от Москвы до Берлина, ощущаются почти в каждом стихотворении о войне.
Когда однажды спросили у башкирского поэта: «Какое место в Вашем творчестве занимает война?», последовал ответ: «Я не военный писатель, как Константин Симонов или Василий Быков. Я писатель, пишущий о войне. Война многому меня научила».
Действительно М. Карим не создавал батальные произведения о войне, как это делали К. Симонов, М. Шолохов, Л. Соболев, А. Фадеев. Он избегал описывать поле боя, атаки, героические поступки своих однополчан. Его внимание приковано скорее не к поступкам, а к чувствам и мыслям солдата.
В начале войны он писал мало, а на вопрос как писалось в дни войны Мустай Карим сказал следующее: «После войны по поводу творчества фронтовиков появилось такое понятие: «окопная лирика». Полагая, что это лишь художественное определение, метафора. Потому что в прямом смысле в окопе стихи не рождаются, там другие заботы, другие беды занимают все мысли. Конечно, это я говорю исходя лишь из собственного опыта. О других не знаю. Даже когда с передовой переходили во второй эшелон, вдохновение как-то не спешило являться. Я — командир взвода, своих забот по горло и выше головы. Несколько строф, от случая к случаю записанных на ходу, в расчет не беру». Большую часть произведений он писал в госпиталях и когда стал работать во фронтовой газете. Стихи военных лет вошли в Т.1 собрания сочинений («Я ухожу на фронт», «Луна», «Русская девочка», «Звезды на Луне», «Мой конь», «Незабудка» и мн.др.) В этот же сборник вошли произведения послевоенных лет на военную тематику. Поэма «Черные воды» — это жестокая поэма. Война была проверкой мужества миллионов, которые с честью прошли это испытание! Но были на войне и трусы, предатели. Герой этой поэмы как раз из таких.
Если развитие нашей поэзии идет из глубины веков, то башкирская драматургия сделала первые шаги, в сущности, в начале века. Драматургия Мустая Карима явилась этапом в развитии этого жанра, его пьесы обошли крупнейшие театры страны, вышли на зарубежные сценические площадки.
В 1941г. М. Карим написал первую пьесу «Свадьба продолжается». В дальнейшем его работа драматурга хронологически и в жанровом плане продолжалась так: драма «Одинокая береза» (1959г), «Неспетая песня» (1960г), «Страна Айгуль» (1967г), комедия «Похищение девушки» (1958г), трагедии «В ночь лунного затмения» (1963г), «Салават» (1971г), «Не бросай огонь, Прометей!» (1975г), притча «Пеший Махмуд» (1981г). М. Карим в своих трагедиях отразил важнейшие проблемы нашей эпохи: верность Отчизне («Салават»), гуманизм («Не бросай огонь, Прометей!»). Отразил, но не навязал какого-то категорического ответа на эти вопросы, потому что одной из важных черт художественного метода Мустая Карима является приглашение читателя или зрителя поразмыслить вместе.
В трагедии «Не бросай огонь, Прометей!», пламя Прометея – это раскованный ум, благодаря которому люди могут подняться до уровня богов, это огонь мышления и познания.
«Салават» — наверное, самое совершенное и поистине неувядаемое драматургическое произведение Мустая Карима. Созданное по всем канонам трагедии, оно воссоздает события крестьянского восстания 1773-1775годов. Главная фигура трагедии – Салават, вождь, человек исключительной выдержки, непокорности, которая делает его непобедимым.
Высоко оценена проза М. Карима. Детские повести башкирского писателя такие как: «Радость нашего дома», «Таганок», цикл мудрых сказок «Туда или сюда» с удовольствием читают ребята разных национальностей.
Своеобразным явлением стали такие его повести, как «Долгое-долгое детство» и «Помилование».
Произведение «Долгое-долгое детство» по композиции можно было бы назвать повестью в новеллах. Из одной главы в другую переходит герой-рассказчик, он, то мальчик, то опаленный войной солдат. То наяву, то в воспоминаниях вместе с ним живут не только друзья детских лет, а целый кляшевский крестьянский мир, в котором выделяются, например, Черный Юмагул, умеющий увлекательно рассказывать о легендарном коне Акбузате; красавица Ак-Йондоз, навсегда оставшаяся в душе рассказчика идеалом женщины.
Два женских образа потрясают читателя, это образы старшей и младшей матерей. Это необычайные, духовно богатые женщины. У них немало поводов досадить друг другу, но они не опускаются до этого. Эти женщины не соперницы из гарема, а страдалицы, две несчастные труженицы, переполненные достоинством материнства.
Возможно, для сознания правоверного мусульманина, нет ничего странного в том, что ребенок имеет двух матерей, которые живут в одном доме, но для людей иного мира, где чувства любви к матери – самое святое чувство, это трагедия!
Каждый настоящий художник выносит из детства какую-то одну потрясшую его тайну человеческих взаимоотношений, которые он пытается осмыслить, объяснить.
Возможно, потому что Мустай Карим был воспитан двумя матерями, которые находили компромисс в своих непростых взаимоотношениях, его произведение отличается неоднозначностью, мягкостью и мудростью.
Творческий диапазон М. Карима очень широк: литературно-критические статьи, рецензии, очерки, путевые заметки, публицистические выступления писателя – это очень важный раздел его деятельности. Они вошли в собрание сочинений газетно-журнальной публикации. Некоторые из них представлены на нашей книжной выставке. В этих публикациях мы знакомимся с его гражданской и государственной позицией, ведь Мустай Карим не только талантливый поэт, писатель, литературовед. Он в свое время избирался депутатом Верховного Совета БАССР (1953г.); являлся депутатом Верховного Совета РСФСР 4-11 созывов (1955 – 1989 гг.) – всего в течение 34 лет; в 1963х – 1971х годах выполнял государственные обязанности в качестве заместителя Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР; избирался делегатом 19 – 27 съездов КПСС, в течение многих лет был секретарем правления Союза писателей РСФСР и председателем правления Союза писателей БАССР. А в последние 10 лет М. Карим неизменно являлся членом Президентского Совета Республики Башкортостан. Острые мустаевские выступления с трибун, самых разных форумов – не раз заставляли задуматься нерадивых руководителей, не очень ответственных деятелей литературы и искусства.
Вместе с тем он был интеллигентным, скромным человеком, интеллектуалом. Он никогда не выпячивал своего превосходства, с каждым строил общение, дискуссию. О том, каким он был человеком, писателем, гражданином, общественным деятелем, Вы можете узнать из литературы, представленной в последнем разделе нашей книжной выставки «Современники о нем».
Уход Мустая Карима – большая потеря для всего многонационального народа Башкортостана. Он служил своему народу. В нем писатель и человек слились воедино, поэтому его помнят и любят.
Ведущий 1: К Вам, молодым, обращается поэт.
Чтец 1:
Не нужно жаловаться дети,
На то, что много разных дел
Не довершили мы на свете
И Вам оставили в удел.
Ведущий 1: И Вам, действительно, предстоит многое понять, многое осознать, совершить, многое прочесть, а мы всегда ждем Вас в стенах нашей библиотеки.
Гость: Благодарит за участие в мероприятии всех присутствующих и участников. Призывает пользоваться библиотекой.